Сау
Никогда не знаешь, где тебе повезёт. © Первый Маршал может всё! У него волосы сами вьются! © Внутри себя я упорот.
Считается, что собственной символикой первым обзавелся японский император Суйко (554–628), приказавший украсить свои военные флаги определенным рисунком. Об этом поведал один из первых летописных памятников страны «Нихон сёки» (720). Впрочем, эта попытка самоопределения в Японии тех лет не закрепилась. Лет двести спустя, в благословенный для развития национальной культуры период Хэйан (794–1185), японские вельможи вновь обратились к обозначению семейной символики. Соперничество среди родов в то время находило выражение в романтических любовных похождениях, поэтических и художественных турнирах, в умении оценить и воспеть прекрасное. Поэтому благородные придворные для изображения семейного символа использовали не мечи и луки, а стилизованные картинки цветов, птиц, бабочек. В этом принципиальное отличие от европейского подхода к созданию родовых гербов, где изображались поверженные враги, орудия убийства, а собственный род чаще всего отождествлялся с хищником — воздушным или наземным. В этом плане японские моны выглядели миролюбивее, хотя, наверное, проще и монотоннее. Японцы в подавляющем большинстве случаев избегали кричащего снобизма и многоцветья, ограничиваясь монохромным рисунком.



По подсчетам знатоков японской геральдики, существовало всего шесть основных тематических разновидностей монов: растения, животные, природные явления, предметы, изготовленные людьми, абстрактные рисунки и иероглифы. Самыми распространенными были моны, производные от изображений флоры (цветы, деревья, листья, ягоды, фрукты, овощи, трава). Второй по распространенности группой являются изображения предметов, сделанных человеком (около 120 наименований). В третью категорию включены изображения животных и насекомых (дикие гуси, журавли, утки, вороны, ласточки, голуби, бабочки, стрекозы, лошади, олени, крабы, кошки, зайцы, черепахи). Для явлений природы характерны схематические изображения гор, волн, песчаных дюн, молний, снега, солнца и луны. Иногда темой мона становилось изображение предмета, находившегося во владении семьи, соседней горы, реки, примечательного дерева или камня. Изображение животного выбиралось для герба в том случае, если с ним было связано какое-то семейное предание, событие. В других случаях мон становился напоминанием о славном предке. Но достаточно часто владельцев герба привлекал не заложенный в знаке смысл, а его декоративная сторона.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что во многих случаях японские самураи заимствовали тематику для своих монов из рисунков приглянувшихся тканей, в том числе со своих кимоно, с орнамента вееров, с украшения старых шкатулок. Особенно часто это происходило с цветочным орнаментом — графическим изображением цветов хризантемы, пиона, павлонии, глицинии. Понравившееся изображение наносилось на флаги данной семьи, на некоторую утварь, например, тарелки, лакированные чаши, сундуки, паланкины, на черепицу крыши, фонари, вывешивавшиеся в темное время суток у ворот дома, на оружие, лошадиную упряжь, одежду. Первым из японцев, решившим отметить семейным моном свое кимоно, был сёгун Ёсимицу Асикага (1358–1408). Позднее это вошло сначала в моду, а затем и в правило. Ка-моном японцы помечают свое черное шелковое кимоно для торжественных выходов (свадьбы, похороны, официальные встречи). Гербовые знаки диаметром от 2 до 4 см наносятся в пяти местах — на груди (на каждой поле кимоно), на спине, между лопаток, и на каждом рукаве.

Наиболее известным моном в Японии является изображение цветка хризантемы с 16-ю лепестками. Этот знак зарезервирован за императорским домом. Императорский мон служит и государственным гербом. Например, изображения 16-лепестковой хризантемы украшают японские паспорта, банкноты. История знает лишь несколько исключений, когда императорский ка-мон разрешено было использовать лицам, не принадлежавшим к семье правителя Японии. Такую привилегию (посмертно) получил в XIV веке Масасигэ Кусуноки (?–1336) за беззаветную преданность императору Го-Дайго, а также Такамори Сайго (1827–1877), известный политический деятель Реставрации Мэйдзи, лидер антисёгунского движения. Хризантемовым моном стали пользоваться и некоторые религиозные учреждения — храмы и монастыри — в знак особого внимания и патронажа со стороны императорского дома.

При всем многообразии тем было создано лишь 350 базовых рисунков. Но это позволяло бесконечно расширять число монов за счет вариаций одного дизайна. Что означает вариация в изображении мона? Достаточно было чуть-чуть модифицировать рисунок, например, добавить пару жилок в рисунке листка растения, лепесток в соцветие, сделать ту или иную черту рисунка шире или уже, поместить старый мон в круг или продублировать рисунок дважды, трижды, и получался новый ка-мон. Делалось это в случае выделения второго или третьего сына из большой семьи (первенец, как правило, наследовал отцовский герб), усыновления и в других случаях, когда надо было подчеркнуть близкое родство, генеалогические корни. Нынешняя японская геральдика насчитывает около 7500 семейных гербов.

Обзавестись собственным моном разрешено было далеко не каждому японскому роду. Сначала это почетное право монополизировали члены императорской семьи, сёгуны и их ближайшие родственники, наиболее влиятельные придворные. Постепенно ряды обладателей ка-монов расширялись за счет попавших в фавор феодалов. Самураев, проявивших доблесть в бою, сёгун мог награждать лично составленным гербом или даже разрешать использовать свой — в знак близости к дому сёгуна. Но массовым употребление ка-монов стало в Эпоху воюющих провинций (1467–1568). В вооруженные междоусобицы втянулись практически все губернаторы, феодалы, монастыри. Униформы у воинов не было, поэтому на поле боя своих и чужих можно было различать только по укрепленным у них за спиной флагам с нарисованными на полотнищах монами. Но все равно, право на ка-мон имели только придворные и воинское сословие. Ни крестьянам, ни ремесленникам, ни купцам не полагалось в то время иметь ни фамилии, ни тем более — семейного герба. Нарушать запрет решались только известные актеры театра Кабуки и не менее знаменитые куртизанки. В этом мы можем убедиться, рассматривая гравюры того периода. Лишь в XIX веке, к концу сёгунского правления, богатые купцы стали исподволь ставить на своих лавках, складах и товарах собственный мон. Как правило, разрешения на это они не имели, но власти в то время смотрели на подобное нарушение сквозь пальцы. И только после Реставрации Мэйдзи (1868), завершившей период феодального развития Японии, сословные ограничения были отменены, и все желающие получили возможность обзавестись ка-моном.

За прошедшие века межсемейные узы множились, ветвились. Это, естественно, отражалось и на ка-монах. Так, в определенных семьях есть традиция передавать семейный мон по женской линии. Женщина, выйдя замуж, сохраняла мон своей матери. Правда, во вновь образованной семье такой женский герб должен был быть по размеру несколько меньше мужского. В большинстве же случаев женщина, вошедшая в семью мужа, принимала его герб. Но возможны и сочетания монов — объединение в едином ка-моне геральдических символов как мужа, так и жены. У иных родовитых семей есть по нескольку, подчас до десяти, ка-монов — наследие славных предков. Для некоторых слоев населения страны обладание тем или иным гербом приобретало не только социальное, но и политическое значение.

Нередко семейные моны становились символикой, торговыми марками коммерческих компаний. Так, вероятно, всему миру известно изображение «трех бриллиантов» — некогда семейный, а ныне торговый знак «Мицубиси». Собственные моны есть даже у гангстерских группировок якудза.

Сейчас для значительной части японцев их семейные моны в значительной степени утратили геральдический смысл и, как это было во времена древнего Хэйана, служат скорее элементами эстетики, к которым в своей работе часто обращаются художники, промышленные дизайнеры. И в этом плане представляют безусловный интерес для искусствоведов.

1.Татибана-мон橘紋 или Тяноми-мон 茶の実紋– листья и цветы мандарина - символ здоровья, бессмертия, мудрости и долголетия. Носили семьи хатамото – личная охрана правящих военачальников.



2.Наши-мон 梨紋 - цветы груши - герб послов. Символ миролюбия и долголетия. Шо странно - два последних разве не тыква?


3.Мацу-мон 松紋 – сосновые ветви, иглы, шишки. Символ мужества, выносливости и долголетия. Герб аристократов, позже актеров, гейш и ойран.


4.Риндоу-мон竜胆紋 - горечавка - символ верности, герб аристократов Мураками и Минамото.


5.Хаги-мон 萩紋 – магнолия – символ благородства и настойчивости.


6.Мёга-мон茗荷紋, Гёё-мон杏葉紋– имбирь или листья абрикоса (не различаются) – символ здоровья и долголетия.


7.Тэйдзи-мон丁字紋, Тёудзи-мон 丁子紋, Надэсико-мон 撫子紋 - китайская гвоздика и обычная гвоздика – символ постоянства и верности.


8.Басёу-мон 芭蕉紋, Сюро-мон 棕櫚紋, Дакисюро-мон 抱き棕櫚紋, Яши-мон 椰子紋 - листья пальмы – символ победителей.


9.Мокко-мон木瓜紋, Ури-мон 瓜紋 - цветы дыни – символ выживаемости. Герб клана Ода.


10.Цута-мон 蔦紋 - плющ – символ верности и преданности.


11.Хиираги-мон 柊紋 – листья винограда – символ живучести, плодородия


12.Момо-мон 桃紋 – персик – символ долголетия.


13.Фудзи-мон 藤紋 – глициния – символ здоровья и выносливости.


14.Ботан-мон 牡丹紋 - пион – символ благополучия.


15.Аса-мон麻紋 – конопля – символ верности. Иххихихи :hash2:


16.Аой-мон葵紋- мальва – символ долговечности, герб клана Токугава и их родственников.


17.Аши-мон 芦紋 – тростник – символ почитания богов


18.Итёу-мон銀杏紋 – Гинкго - символ стойкости и долговечности


19.Инэ-мон 稲紋 – Рис – символ изобилия и долголетия.


20.Умэ-мон 梅紋 – Слива – символ мужества


21.Каэдэ-мон, Момидзи-мон 楓紋 - листья клена


22.Кадзи-мон 梶紋 – листья тутового дерева – символ здоровья, силы и благоразумия


23.Кашива-мон 柏紋 - листья дуба – символ стойкости, смелости.


24.Катабами-мон 片喰紋 – кислица, лесной щавель – символ чистоты, преданности


25.Кикё-мон 桔梗紋 - китайский колокольчик – символ постоянства, ответственности


26.Кику-мон菊紋 – хризантема – символ солнца, символ нации. Герб императорской семьи и их родственников.


27.Кири-мон桐紋 – павлония – символ удачи и благоволения богов. Тоже герб императорской семьи.


28.Сакура-мон 桜紋 – цветы вишни – символ верности традициям.


29.Суги-мон杉紋 – кедр – символ силы, долговечности.


30.Дайкон-мон大根紋 – редис – символ благополучия, несгибаемости.


31.Такэ-мон竹紋, Саса-мон 笹紋 – бамбук – символ вечной молодости и неукротимой силы.


32.Хасунохана-мон 蓮の花紋 - лотос – символ приверженности к Будде.


33.Ран-мон 蘭紋 – орхидея – символ упорности, стойкости


34.Асагао-мон 朝顔紋 – Колокольчик – символ надежды («лицо утра») - герб появился только в эпоху Мэйдзи.


35.Тэссэн-мон鉄線紋 – Клематис – символ твердой (железной) воли.


36.Юйвата-мон結綿紋 – хлопок – символ стабильности, преданности.


37.Нантэн-мон南天紋 - рябина, бузина – символ силы и храбрости.


38.Тёу-мон蝶紋 - бабочка – символ красоты и воздушности - герб эпохи Хэйан – аристократы.


39.Така но ха-мон鷹の羽紋 - перо ястреба – символ отваги.


40.Цуру-мон鶴紋 - журавль – символ долголетия.


41.Хато-мон 鳩紋 - голубь – символ мира и долголетия.


42.Усаги-мон兎紋 – заяц - символ бесстрашия и плодовитости.


43.Кариганэ-мон 雁金紋 – денежный гусь – символ мужества и достатка.


44.Карасу-мон烏紋 - ворон – символ ловкости, связи с богами - герб священников-воинов сюгэндо.


45.Нитирэнсюрю-мон日蓮宗竜紋, Тэнрю-мон天龍紋 – священный небесный дракон – символ власти.


46.Ума-мон相馬繋ぎ馬紋 - лошадь – символ благородства, храбрости. Герб мастеров в ба-дзюцу.


47.Эби-мон海老紋 - креветка – символ долголетия.


48.Камэ-мон亀紋, Киккоу-мон亀甲紋 - черепаха и узоры панциря черепахи – символ мудрости и долголетия, а также избравших путь Дао.


49.Хамагури-мон蛤紋- моллюски – символ гармонии и верности.


50.Кэмуши-мон毛虫紋 - гусеница – символ трансформации и бессмертия.


51.Кани-мон 蟹紋 (часто используется в сочетании с цветами) - краб – символ упорства.


52.Хоо-мон鳳凰紋 - феникс – символ верности и справедливости.


53.Оги-мон扇紋, Гунбай-мон軍配紋, Утива-мон団扇紋- формы веера – символ власти и военной мощи.


54.Я-мон 矢紋 - стрелы – символ целеустремленности. Кланы лучников, соответственно, сломанная стрела может означать, что клан умеет справляться с лучниками.


55.Масакари-мон鉞紋 - топор – символ мощи и власти.


56.Кама-мон鎌紋 - кама (метательный серп) – герб кланов, специализирующихся на этом. С/х угодье означает, если рядом присутствует поле риса или пшеницы. Часто герб вооруженных крестьян и ниндзя.


57.Игэта-мон井桁紋, Идзуцу-мон井筒紋 - решетка-рамка – символ защиты, покровительства.


58.Иори-мон庵紋, Тории-мон鳥居紋- храм, ворота храма – герб священников буддийских/синтоистских.


59.Ринбоу-мон 輪宝紋 - колесо сокровищ – буддийский символ вечности, истины, благосостояния.


60.Ошики-мон折敷紋, Инрёу-мон引两紋 - дары богам - пути к богу или связь миров. 1 черта – земля, 2 черта – люди, 3 – небо (бог).


61.Шиппоу-мон七宝紋 - 7 сокровищ буддизма - символ послушания богам.


62.Ишидатами-мон石畳紋 - каменный тротуар-шахматка, символ твердой воли, мудрости – герб священников.


63.Гион мамори-мон祇園守紋, Курусу-мон 久留守紋, Дзюумондзи-мон十文字紋 – косой и прямой крест - герб, принявших христианство кланов и их вассалов. Кроме того, крест может обозначать число 10 и землю, как для крестьян, так и для землевладельцев.


64.Томоэ-мон巴紋 – круговорот - эмблема бога грома, символ вечности, объединения сил и карателей.


65.Хиши-мон菱紋 - алмаз – символ надежности – герб ныне здравствующей семейной кампании Мицубиси моторс.


66.Мэюй-мон目結紋 – глаз единства – символ мудрости и отваги.


67.Ватигай-мон 輪違い紋 - смежные кольца – символ объединения, единства, вечности.


68.Итимондзимицубоши-мон一文字三星紋 - единица и звезды – символ военной мощи.


69.Цуки-мон月紋 - луна – символ мужества и правды.


70.Хи-мон日紋 - солнце – символ национального духа.


71.Яма-мон山紋, Ямамодзи-мон 山文字紋 - гора – символ силы и целеустремленности.


72.Сухама-мон 州浜紋, Нами-мон波紋 - волны – символ славы и морской боеспособности.


73.Юки-мон雪紋(ゆき)- снежинка – символ чистоты и преданности.


74.Инадзума-мон稲妻紋, Каминари-мон – молния-лабиринт-зигзаг – символ грозной силы.

Вся информация честно стырена из мировой паутины)

@темы: Япония